Основы психофизиологии труда водителя, его профессиональная надежность

Информация » Основы психофизиологии труда водителя, его профессиональная надежность

В современных условиях комфортабельности легковых автомобилей, работа водителей попадает в разряд легких. Однако длительная и интенсивная работа за рулем легкового автомобиля приводит к перенапряжению нервной системы водителя, требует постоянной собранности и внимательности.

К управлению легковыми автомобилями допускаются лица, которые прошли соответствующую подготовку в автошколах и на курсах по единым программам, согласованным с управлением Госавтоинспекции, медицинское освидетельствование, успешно сдали теоретический и практический экзамены в регистрационно-экзаменационном отделении ГИБДД по месту жительства и достигли 18 лет.

Основными психофизиологическими качествами, по которым определяют пригодность к вождению автомобилями, являются ощущение, восприятие, психомоторная реакция, внимание, эмоционально-волевая реакция, оперативное мышление и специальные личностные факторы:

· ощущение - отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств (различают ощущения зрительные, слуховые, обонятельные, кожные, двигательные, вибрационные и др.);

· восприятие - уровень развития органов чувств, точность определения пространственных отношений и временных интервалов, скорость переработки информации;

· психомоторная реакция - скорость и точность реакции водителя в критических ситуациях, четкая психомоторная координация;

· внимание - широкий объем и распределение внимания, его быстрая переключаемость и устойчивость, правильная организация внимания при выполнении маневра;

· эмоционально-волевая реакция - эмоциональная устойчивость, помехоустойчивость, высокий уровень развития волевых качеств (самообладание, решительность, настойчивость);

· оперативное мышление - быстрота оценки дорожной обстановки и принятия решений, способность к быстрому профессиональному прогнозированию, хорошая оперативная память и ее готовность;

· личностные факторы - активность и направленность личности, склонность к технике, инициативность, сообразительность, дисциплинированность, интерес к профессиональной работе водителя. Недостаточное развитие одних психофизиологических особенностей водителя может компенсироваться развитием других и проявляться лишь в сложных дорожных условиях, когда предотвращение аварии и разрядка острой дорожной ситуации зависят от быстроты оценки ситуации, умения применить навыки управления автомобилем, от скорости и от точности реакции, самообладания, решительности и настойчивости. Мастером своего дела можно считать только того водителя, который умеет правильно и быстро оценивать дорожную обстановку, предвидеть ее возможные изменения и никогда не попадать в сложные ситуации, а при невозможности избежать их - максимально разрядить опасную обстановку.

Опыт и мастерство водитель приобретает постепенно, другие же качества характера - чувство ответственности за безопасность других людей, способность сосредоточиться только на управлении автомобилем, выдержка и восприимчивость к информации - он должен воспитывать в себе с самого начала вождения.

Из основных психофизиологических качеств водителя особо следует выделить внимательность и быстроту реакции к ответным действиям на воспринятую информацию.

Еще по теме:

Физические свойства водорода
При нормальной температуре водород представляет собой бесцветный газ без запаха. Газофазный водород состоит из 25% пароводорода и 75% ортоводорода. При сжижении водорода происходит самопроизвольная медленная орто – пара конверсия, поэтому жидкий водород практически на 100% состоит из параводорода. ...

Планы ремонтно-путевых работ на дистанции в 2012 году
Работы по планам выполняются согласно графиков согласованных начальником дистанции пути, главным инженером и начальником технического отдела на основе осмотров пути, прохода диагностических средств. Таблица 1.6 – План работы дистанции на 2012 год Наименования работ План работ на дистанции пути Янва ...

Маршрутизация станционных передвижений
Все передвижения на станции маршрутизируются, так как только установленный и замкнутый маршрут обеспечивает безопасность движения. Исключение могут составить отдельные районы станции, где целесообразно местное управление стрелками. Маршрут - организованный путь следования подвижной единицы в границ ...


Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.transpexplore.ru