Мировое морское судоходство

Информация » Мировое морское судоходство

Страница 3

Транспорт в целом называют барометром мировой экономики, морской же транспорт в этом отношении обладает особой «чувствительностью». Чтобы доказать данное положение, достаточно проанализировать таблицу 147, отражающую динамику мировой морской торговли.

Данные таблицы 2 свидетельствуют об очень быстром росте морских перевозок в 1950–1980 гг. Мировой грузооборот морского транспорта увеличился за тот период времени в 9 раз, а объем перевозимых грузов – более чем в 6,5 раза. Но в первой половине 1980-х гг. и абсолютные, и относительные показатели довольно резко снизились в результате энергетического и сырьевого кризисов середины 1970-х гг. и циклического кризиса мирового капиталистического хозяйства в начале 1980-х гг. Начавшийся в конце 1980-х гг. новый подъем мировой экономики снова привел к увеличению спроса на морские перевозки, и они опять стали расти. Интересно, что этот рост проявился в первую очередь в объеме перевозок грузов и в значительно меньшей степени – в грузообороте. Это объясняется уменьшением дальности транспортирования многих грузов (например, нефти – с 13 тыс. км до 8 тыс.). Во второй половине 1990-х гг. морские перевозки продолжали расти, но с перебоями и в целом не так быстро, как предполагалось. Так что и прогнозы на начало XXI в. пришлось скорректировать в сторону уменьшения.

Одновременно большие изменения происходили и в структуре мировых морских перевозок. До начала энергетического кризиса главной чертой этих изменений было увеличение доли наливных грузов (в 1950 г. – 41 %, в 1960 г. – 49, в 1970 г. – 55 %). Но в связи с кризисом доля их стала уменьшаться, тогда как доля навалочных, насыпных и генеральных грузов – возрастать. К концу 1980-х гг. доля наливных грузов уменьшилась до 37 %, доля навалочных и насыпных грузов выросла до 24, а штучных (так называемых генеральных) грузов – до 25 %. В 1990-х гг. эта тенденция сохранилась: перевозки угля, железной руды, бокситов, зерна, продовольствия и в особенности генеральных грузов росли быстрее, чем перевозки нефти и нефтепродуктов.

Мировое морское судоходство реализует свои услуги через рынок, называемый фрахтовым. Фрахтовый рынок – это рынок, на котором совершаются сделки по фрахтованию тоннажа, причем спрос на тоннаж - это фактически объем предъявленных к перевозке грузов, который напрямую зависит от состояния мировых товарных рынков [Лимонов Э.Л.]. Однако не вся продукция мирового морского судоходства проходит через фрахтовый рынок. Например, законодательство практически всех стран исключает каботажные перевозки из сферы международного обмена, выводя тем самым значительную часть мирового судоходства за пределы судоходства международного и, следовательно, за пределы фрахтового рынка. Эти перевозки обычно закрепляются за национальным флотом. Таким образом, границы мирового судоходства не совпадают с границами мирового фрахтового рынка.

Фрахтовому рынку присущи некоторые особенности, а именно:

1) в отличие от отраслей, производящих товары в вещной форме, морской транспорт, как и всякий другой, не может работать на склад, в запас, поскольку производство услуги совпадает с ее потреблением;

2) мобильность, территориальная подвижность предложения, которая заключается в том, что суда под влиянием факторов рыночного и нерыночного характера передвигаются в пределах Мирового океана, ликвидируя таким образом диспропорции спроса и предложения и создавая их снова.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Расчет числа постов зоны технического обслуживания
Расчет выполняется для зон ТО-1 и ТО-2 при организации выполнения работ на универсальных постах. Расчет основного числа постов выполняем по формуле [2] Nто = τп / R, (2.51) где: Nто – расчетное число основных постов зоны ТО; τп – такт поста; R – ритм производства. Такт поста, т.е. время о ...

Определение оптимального парка подвижного состава
При выборе автобусов необходимой вместимости для определенного маршрута, учитываются следующие факторы: мощность пассажиропотока в одном направлении на наиболее загруженном участке в часы "пик"; неравномерность распределения пассажиропотоков по часам суток и участкам маршрута; целесообраз ...

Планы ремонтно-путевых работ на дистанции в 2012 году
Работы по планам выполняются согласно графиков согласованных начальником дистанции пути, главным инженером и начальником технического отдела на основе осмотров пути, прохода диагностических средств. Таблица 1.6 – План работы дистанции на 2012 год Наименования работ План работ на дистанции пути Янва ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.transpexplore.ru