Паровозы

Первый опыт создания паровоза (хотя и не вполне удачный) относится к 1803 г., когда английский изобретатель Ричард Тревитик построил машину (локомотив), способную везти по рельсовому пути состав вагонеток.

Ранние паровозы Тревитика и других изобретателей были весьма несовершенны и недостаточно работоспособны, так же как были несовершенны энергетические установки Севери и Ньюкомена. Например, первый паровоз Тревитика из-за большой собственной массы (6 т) при движении разрушал чугунные рельсы дороги.

Прогресс в области паровозостроения и строительства железных дорог связан с работами английского изобретателя Джорджа Стефенсона (1781 - 1848 гг.), который, начиная с 1814 г , построил десятки паровозов и совершенствовал их устройство, чтобы довести идею Тревитика до рациональной и работоспособной конструкции.

В 1825 г. в Англии была открыта первая в мире железная дорога общего назначения между городами Стоктон и Дарлингтон длиной 21 км, которая была построена под руководством Дж. Стефенсона. Первый поезд по этой дороге провел паровоз Стефенсона «Locomotion» № 1.

Построенный в 1829 г. для железной дороги Ливерпуль - Манчестер, паровоз Стефенсона, имевший собственное имя «Rocket» («Ракета»), показал миру невероятные по тому времени возможности локомотивной тяги по скорости движения на рельсах (38 км/ч). Выдающийся отечественный специалист профессор Ю.В. Ломоносов в 1925 г. написал: «Успех "Ракеты» решил не только вопрос о тяге на Ливерпуль-Манчестерской ж.д., но и судьбу железных дорог вообще». Уже в 1830 г, появилась машина "Планета» Стефенсона, имевшая все элементы современных паровозов.

Если говорить о роли Стефенсона в развитии локомотивной тяги, надо дополнительно отметить, что он непосредственно связан и с возникновением самого термина «локомотив». Слово «локомотив» появилось в XIX в. и было сначала определением. Как отмечалось ранее, в 1825 г. на открытии дороги Дарлингтон - Стоктон первый поезд вел паровоз Стефенсона. который он назвал «Locomotion». Это сложное английское слово (существительное), имеющее два корня, можно приблизительно перевести на русский, как «самодвижение» или «передвижение» («перемена места»). Поэтому в последующем паровозы, в том числе и созданные другими изобретателями в Англии стали называть «locomotive engines», где «locomotive» было прилагательным от «1осоmotion», т.е. самодвижущиеся машины («еnginе» означает «машина»). Второе слово постепенно отпало, так как машины сами по себе были разные, а прилагательное «1осоmotive» постепенно перешло в существительное и на всех языках мира стало обозначать самодвижущуюся железнодорожную машину, а именно - локомотив с паросиловой энергетической установкой.

В России для этого типа локомотива сложилось наименование «паровоз». (Надо заметить, что это произошло не сразу. Первый отечественный паровоз промышленного назначения, построенный в Нижнем Тагиле М.Е. Черепановым вместе с отцом Е.А. Черепановым в 1833 - 1834 гг., в заводских документах назывался по разному: «сухопутный пароход», «пароходка» и даже «паровая телега»).

Конструкция паровых машин паровозов совершенствовалась, их размеры и мощность постепенно повышались. И сегодня паровозы работают примерно на четверти общей протяженности железных дорог мира. В СССР постройка поездных паровозов прекратилась еще в 1956 г. в связи с переходом на новые виды тяги - тепловозную и электрическую, но на дорогах СССР и России паровозы использовались в поездном движении до конца 80-х годов.

Трудности размещения мощных машин в ограниченных габаритах побуждали изобретателей искать пути преодоления этих ограничений. Одной из них была попытка французского инженера Хельмана, предпринятая еще в конце XIX в., применить на нескольких паровозах электрическую передачу между паровой машиной, размещенной в отдельной секции, и ведущими колесными парами.

Попытка была интересной, но малоэффективной. Дело в том, что выигрыш в кпд для не ограниченного габаритом парового двигателя в значительной мере терялся из-за потерь в самой электрической передаче с ее двойным преобразованием энергии.

Русское паровозостроение стало активно развиваться только после постройки в ноябре 1851 г. железной дороги Петербург - Москва протяженностью 644,6 км с шириной колеи 1524 мм (5 футов). Основоположниками отечественной школы паровозостроения являются инженеры А.П. Бородин и М.В. Гололобов, профессор Петербургского технологического института Н,П. Петров. Первые отечественные магистральные паровозы были построены в 1858 г. на Александровском заводе в Санкт-Петербурге.

В отечественном паровозостроении было много выдающихся специалистов. Особое место среди них занимал академик С.П. Сыромятников (1881 - 1951 гг.), длительное время возглавлявший кафедру «Паровозы» МИИТа и МЭМИИТа. Он разработал теорию теплового процесса паровоза и создал на ее основе методику расчета парового котла. Под руководством СП. Сыромятникова в 1953 г. на Луганском заводе был построен паровоз повышенной эффективности, кпд которого по расчетам мог достичь уровня 11 - 13 %, т.е. быть самым высоким в мире.

Еще по теме:

Причины появления нетрадиционного вида транспорта
К специализированным относятся те виды транспорта, которые ориентированы на определенную номенклатуру грузов или особые условия перевозки грузов или пассажиров. За рубежом употребляются термин «нетрадиционные виды транспорта», под которым подразумевают виды транспорта, не имеющие широкого распростр ...

Определение коэффициента перехода от цикла к году
Пробег автобуса за год отличается от пробега автобуса за цикл, поэтому для определения количества ТО и КР за год необходимо сделать пересчет полученных значений, используя переходный коэффициент от цикла к году. η г = Lт / Lк = Дрг * αв / Дэц (2.8) где Д рг - дни работы в году; αв - ...

Требования ЕПБ при эксплуатации самоходного оборудования
Сечение горной выработки по параметру транспорта при использовании самоходного оборудования определяется шириной выработки В и ее высотой Н. Ширина выработки у почвы определяется суммой ширины проезжей части А, регламентируемой ПБ ширины пешеходной дорожки (тротуара) и минимального расстояния между ...


Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.transpexplore.ru