Эффективность использования ведомственного и частного автотранспорта

Информация » Виды транспорта, их характеристики и проблемы развития » Эффективность использования ведомственного и частного автотранспорта

Страница 1

Важнейшим стратегическим фактором транспортной системы страны является ее эффективность. В сфере автомобильных перевозок грузов в последние годы опережающими темпами развивался ведомственный транспорт, а также перевозки частными структурами, эффективность деятельности которых Национальным статистическим комитетом не анализируется. Перенасыщенность народного хозяйства транспортными средствами вызвала существенное превышение провозных возможностей над потребностью в перевозках грузов.

Не раз приходилось видеть простаивающие на промышленных предприятиях (в межсезонье в сельхозпредприятиях) вереницы новых автомобилей-самосвалов МАЗ, отнюдь не улучшающие экономических показателей промышленников и сельхозпроизводителей. Рост численности грузовых автомобилей малой грузоподъемности при уменьшении числа специализированных оптовых баз, которые планируется заменить транспортно-логистическими центрами, дает основания прогнозировать снижение объемов перевозок грузов малыми партиями путем более эффективной централизованной их доставки потребителям большегрузными автопоездами.

Развитие частного и ведомственного грузового автомобильного транспорта было предопределено существовавшей на транспорте общего пользования при административно-командной системе жесткой дисциплиной, регламентированной нормативными актами, которая сохранилась в настоящее время только на железнодорожном транспорте. В условиях поиска грузов транспортными организациями санкции к заказчикам за неудовлетворительное использование подвижного состава не применяются. Да и можно ли их применять, если на следующий день руководителю автопарка придется вновь обращаться к потенциальному заказчику с просьбой обеспечить невостребованный автомобиль работой?

Наличие собственных транспортных средств дало возможность грузоотправителям и грузополучателям при отгрузке и приеме товаров работать лишь в одну смену и только в рабочие дни недели и не нести никакой ответственности за сверхнормативный простой транспортных средств под погрузочно-разгрузочными операциями. Снизились технико-эксплуатационные показатели, характеризующие эффективность работы грузовых автомобилей: коэффициенты выпуска парка, использования пробега, грузоподъемности. Однако главная цель была достигнута: заказчикам удалось избежать штрафных санкций перевозчиков за неэффективное использование подвижного состава и обеспечить себе спокойную жизнь.

Государственная собственность на средства производства, отсутствие надлежащей конкуренции среди организаций, защита белорусских производителей от мирового рынка высокими таможенными пошлинами и возможность устанавливать цены на собственную продукцию в зависимости от себестоимости не стимулировали производителей в снижении уровня затрат. Поэтому эффективность использования автомобильного транспорта, в том числе и общего пользования, из-за уменьшения объемов перевозок снижалась. Если в странах Евросоюза 20-тонный автопоезд загружается и разгружается за часы, то на предприятиях постсоветского пространства на погрузочно-разгрузочные операции затрачивается от одного до нескольких дней. Экспедиторы, как правило, предусматривают в договорах с перевозчиками штрафные санкции только после простоя автопоезда более двух суток. Свой отрицательный вклад в увеличение простоев транспортных средств внесли таможенные органы, установив 8-часовой срок таможенного оформления без учета ночного времени.

Ухудшилось использование транспорта и на внутриреспубликанских перевозках. Руководители автотранспортных организаций не раз демонстрировали автору этих строк выручку за смену работы 20-тонного МАЗ-5516 в сумме 300-350 тысяч рублей. При вывозке на расстояние до 1 км пней, выкорчеванных при строительстве дороги, в условиях нынешней системы ценообразования больше заработать невозможно. Примерно в эту сумму обходится автопарку ежедневный лизинговый платеж. Однако кроме лизинга имеются еще и эксплуатационные затраты.

Как известно, безнаказанность порождает безответственность. Вместо приобретения промышленными и строительными предприятиями новых технологий, высокопроизводительных средств механизации погрузочно-разгрузочных работ, развития контейнерных перевозок инвестиции направлялись на приобретение подвижного состава. Мнимая выгода от возможности более оперативного управления собственным транспортом оборачивается удорожанием перевозок, а вместе с ним и повышением цен на продукцию, конкурентоспособность которой снижается. По непонятным причинам в последние годы никто не осуществляет анализ этого. А если и анализирует, то почему не вводятся ограничения на приобретение государственными предприятиями подвижного состава или санкции за неэффективное его использование? Частник рискует собственными вложениями, а приобретающий транспорт руководитель госпредприятия – ничем. Развитие неэффективного ведомственного транспорта – дополнительная нагрузка на экономику. В мире капитала слабый должен быть обречен на банкротство. О снижении эффективности транспортного комплекса страны можно судить лишь по возросшей до 17% доли транспорта в общей стоимости основных производственных фондов.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Анализ взаимодействия оператор – промышленная установка
Оператор размещается в кабине, оборудованной системой управления климатом и управляет транспортным средством таким образом, который в определенной степени напоминает управление автомобилем с автоматической трансмиссией. Имеются три педали: вперед, задний ход и тормоз и рычаг механического тормоза. ...

Синтез регулятора с учетом динамики сближения с препятствием как в функции штрафов так и в модели объекта
Постановка задачи оптимального управления, когда меняется и штраф за сближение с препятствием, и меняется вектор состояния учитывающий изменение дистанции, может быть сформулировано следующим образом: 1. Заданы уравнения бокового и поступательного движения 2. Задан переменный штраф за сближение пре ...

Годовой расход электроэнергии
Годовой расход электроэнергии для СТО: Примем среднюю мощность электроприемников в 30 кВт на один рабочий пост. W = (Nсум*X*Фрв*Xп*n0 )+ Wосв = 30*81*1688*1.25*0.8 = 4101840 кВт где N сум – суммарная мощность оборудования, кВт; Фрв = годовой фонд рабочего времени; Хп - коэффициент учета потерь элек ...


Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.transpexplore.ru